Как сказал Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни дня в жизни». Принятие решения в выборе будущей профессии — важный момент в жизни ребенка. Профориентация в школе помогает ответить на вопрос: «Какую профессию мне выбрать?». Чаще всего его задают старшеклассники, которые не имеют представления о том, куда пойти учиться. Несмотря на огромное количество вариантов профессий на современном рынке труда. Планирование будущего оказывается пугающим большинству школьников, но профориентация — инструмент, который помогает разбить этот сложный процесс на мелкие шаги, которыми легко управлять.
Что такое профориентация?
Профориентация — комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения личности, на оптимизацию труда человека с учетом его склонностей, интересов, способностей.
Нет конкретного возраста, когда лучше определяться с профессией и проходить профориентацию в школе. Некоторые специалисты считают приемлемым возраст 10-12 лет. Но все-таки, если к выбору профессии не подойти заранее, то решение будет принято поспешно в 10-11 классе. В результате ребенок может сделать неправильный выбор.
С чего начать профориентацию школьника
Профориентация – это не обсуждение с ребенком его симпатий и антипатий. Это более сложный процесс, состоящий из нескольких аспектов. Вот некоторые из них:
- Тесты на профориентацию. Первый шаг профориентации школьников часто предполагает прохождение учащимися стандартизированных тестов на интерес и способности. Результаты помогают детям, родителям и учителям лучше понять сильные и слабые стороны ребенка. Если не хотите обращаться к профориентологу, специалисту, помогающему определиться с профессией. Всегда можно быстро и удобно самостоятельно определиться в каком направлении двигаться благодаря онлайн-тестированию. Такие тесты определяют темперамент, особенности мышления. Только они не помогают в выборе профессии, не дают понимания того, где и как учиться. На дальнейшие вопросы: об актуальности профессии, ее ценности, зарплате, о выборе учебного заведения — ребенку предстоит искать ответы самостоятельно или при содействии родителей и школы.
- Осведомленность о вариантах. Дети не понимают, какой путь выбрать, когда есть интерес к разным предметом и масса вариантов карьеры. У них бывают ограниченные знания или определенные предубеждения, которые мешают выбрать подходящий колледж или вуз. Школьные психологи или консультанты обязаны ознакомить ребенка с возможными альтернативами для поступления.
- Постановка конкретных целей. Пожалуй, самая важная часть профориентации — создание плана действий для ученика. Учитывая его навыки и интересы, профориентолог помогает составить список вариантов будущих профессий. Если школьник не уверен или не знает в каком направлении двигаться, то не сможет работать над достижением цели. В реализации задуманного также содействуют репетиторы.
Роль родителя и государство
Родителям нет никакого смысла брать на себя ответственность за выбор профессии ребенка. Им стоит работать над созданием благоприятных условий, в которых школьник вырастет, найдет свой путь и построит карьеру мечты. Они лишь могут расширить представление своим детям о современных возможностях:
- рассказав о том, какие существуют специальности, чем занимаются профессионалы в той или иной области, где готовят таких специалистов;
- познакомив детей с различными профессиями, посещая с ними дни открытых дверей в колледжах и вузах;
- отслеживая появление новых перспективных профессий;
- объяснив необходимость постоянного стремления к самообразованию.
Профориентация не только расширяет профессиональные перспективы учеников, но также способствует личностному росту и благополучию, обеспечивая им полноценную жизнь. Поэтому крайне важно, чтобы образовательные учреждения расставляли приоритеты и инвестировали в эффективные программы профориентации для улучшения будущего своих детей.
С 1 сентября 2023 года Министерство просвещения РФ разработало во всех школах единую модель профориентационной деятельности. Целевой аудиторией являются обучающиеся с 6 по 11 класс. Профминимум – единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. Он включает в себя 3 уровня: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).