Буллинг— распространенная школьная история, которой ежедневно подвергаются 10% учеников. Дети бывают чрезвычайно жестоки по отношению к своим сверстникам. Это происходит из-за желания ребенка самоутвердиться за счет другой более слабой личности. В первую очередь, издевательствам подвергаются те, кто не может дать отпор, постоять за себя. Давайте разбираться, что же такое буллинг в школе, какие есть виды буллинга и почему с ним важно бороться.
Что же такое буллинг?
Определение буллинга
Буллинг или запугивание (от английского bulling) — серьезная проблема, которая оказывает негативное воздействие на физическое и эмоциональное состояние ребенка. Травля ребенка проявляется путем физического, вербального или психологического воздействия на него. Целью запугивание является нанесение вреда, унижение или контроль над другим человеком. Буллинг приводит к серьезным последствиям для жертвы, включая психологические проблемы, снижение самооценки, социальную изоляцию или даже самоубийство. Буллинг ребенка считается издевательством только в том случае, если продолжается систематически и в течение длительного времени. Но обо всем по порядку.
Роли в контексте буллинга
Обычно издевательство можно определить по следующим трем характеристикам: намерение, повторение и сила. Ребенок, который запугивает, причиняет боль либо физическим вредом, либо оскорбительными словами или поведением, делая это неоднократно. Мальчики чаще подвергаются физическому насилию, а девочки – психологическому.
Есть несколько ролей, которые могут принимать дети. В контексте буллинга обычно выделяют три основных: агрессор, жертва и наблюдатель.
Агрессор — тот, кто инициирует и совершает агрессивные действия в отношении другого ребенка. Агрессор физически или вербально нападает на жертву, унижая ее, распространяя слухи о ней. Мотивы агрессора могут быть разными от стремления к контролю, установления своей власти до зависти или желания причинить боль другим.
Жертва — тот, кто подвергается агрессивным действиям со стороны агрессора. Жертва буллинга страдает от физических, эмоциональных или психологических последствий таких действий. Она чаще всего чувствует себя уязвимой, беспомощной и изолированной.
Наблюдатель — лицо, которое находится в окружении ситуации буллинга, но не принимает активного участия в ней. Он становится свидетелям агрессии, направленной на жертву, но предпочитает не вмешиваться и не сообщать об этом взрослым. Наблюдатели играют значительную роль в распространении буллинга. Если они замалчивают, поддерживают или смеются над агрессией, то становятся соучастниками травли. Иной раз знать и ничего не предпринимать, хуже, чем наносить реальный вред.
Почему происходит буллинг в школе?
Мы уже знаем, что буллинг — негативное поведение, при котором один ребенок (или группа лиц) издевается или преследует другого. Возникновение буллинга имеет разные причины, и они могут быть сложными и многогранными. Ниже мы привели некоторые из наиболее распространенных факторов, способствующих проявлению буллинга в классе:
- Некоторые дети начинают травить других, чтобы повысить свою собственную самооценку, чувствуя себя лучше за счет унижения другого.
- Ребенок может стать объектом буллинга в школе из-за своих достижений, внешности, сексуальной ориентации, национальности, семейного достатка или других причин, вызывающих зависть и ревность у других.
- Группа подростков начинает запугивать одного ребенка, чтобы укрепить свою лидерскую позицию в коллективе и собственную значимость, чтобы соответствовать ожиданиям одноклассников. В коллективных нападках активно проявляется третий участник буллинга, наблюдатель. Он выступает в роли свидетеля, смотрителя за травлей со стороны, предпочитая не вмешиваться. Есть и те, кто осуждает агрессора, но и не защищает жертву. Так поступают в основном из-за страха, что сами могут стать жертвой или из-за ошибочного заблуждения, что от их вмешательства ничего не изменится.
- Ребенок, который чувствует себя изолированным или отвергнутым в обществе, прибегает к буллингу как способу привлечь к себе внимание. Некоторые культуры или социальные группы принимают буллинг ребенка как норму или способ решения конфликтов.
- Некоторые агрессоры могут иметь психологические проблемы или низкую эмпатию, что способствует их деструктивному поведению.
- Дети, испытывающие стресс и конфликты в семье, могут вымещать свои негативные эмоции на сверстниках.
Разновидности буллинга
Буллинг может иметь серьезные последствия для всех участников, включая психологические и эмоциональные проблемы. Борьба с буллингом важна для создания безопасной и поддерживающей среды в школах, на работе и в обществе. В нашем материале мы делаем упор непосредственно на буллинг ребенка в школе, а не взрослого человека.
Итак, выделяют 5 основных видов буллинга подростков: вербальная травля, физический прессинг, социальное запугивание, кибербуллинг и сексуальные издевательства.
- Вербальная травля включает в себя словесные оскорбления, угрозы, насмешки, ругательства, грязные шутки и негативные комментарии в адрес жертвы. Ребенок систематически подвергается нападкам агрессора в словесном проявлении.
- Физический прессинг выражается через побои, удары, толчки, пинки. По сути, это агрессивные действия, направленные на причинение физического вреда жертве.
- Социальное запугивание отражается по средствам изоляции, распространения ложных слухов о ребенке, исключение из группы или общественное уничижение. Социальное запугивание приводит к одиночеству и психологическим проблемам.
- Кибербуллинг или буллинг в интернете выражается через оскорбления, популяризацию ложных данных и даже шантаже на просторах браузера, что не может не являться серьезной проблемой. Это происходит не только в социальных сетях, где пишут унизительные слова, присылают обидные фотографии и создают оскорбительные мемы, но ребенка также могут преследовать по электронной почте или в чате в видеоиграх.
- Сексуальный буллинг проявляется в нежелательных сексуальных комментариях, прямом домогательстве или других агрессивных действиях на основе пола.
Важно бороться с буллингом и создавать безопасную среду в школе для всех учеников. Запугивание проявляться разными способами и нужно уметь распознавать его признаки. Каким образом? Физическую травлю можно проследить по появлению у ребенка травм, синяков, царапин без объяснения их происхождения. Признаки социального буллинга проявляются через изоляцию и отвержение со стороны сверстников, отсутствие друзей и желание общаться с кем-либо. Кибербуллинг выявить можно изучив сообщения в телефоне ребенка, просмотрев комментарии к постам в социальных сетях, отыскав заметки с негативным, угрожающим или оскорбительным содержанием. Вербальное и сексуальное издевательство тяжелее проследить, если не стать его свидетелем.
Следует упомянуть про признаки в изменении эмоционального состояния ребенка (резкому ухудшению настроения, заметная печаль, раздражительность). Перемена в привычном поведении, которое проявляется отказом от участия в активностях, которыми раньше интересовался ребенок, уход в себя, отсутствие желания общаться.
Последствия буллинга
Буллинг довольно распространенная проблема современности. Раньше об этом не говорили, но теперь все изменилось. Буллинг в классе может иметь серьезные последствия и влиять на благополучие всех его участников не только здесь и сейчас, но и в будущем. Вот некоторые из основных последствий буллинга, которые могут возникнуть сразу или проявляться постепенно:
Психологический исход. Травля вызовет у жертвы, подвергающейся систематическому запугиванию развитие проблем с психикой. Ей предстоит познакомиться с тревогой, низкой самооценкой и возможному развитию депрессии, а она на поздних стадиях повышает риск самоубийства. У агрессоров, в свою очередь, возникают поведенческие и эмоциональные проблемы. Поэтому важно предотвращать издевательство на ранних стадиях его проявления, а не ждать, когда ситуация вовсе выйдет из-под контроля и ребенку предстоит «собирать себя по частям».
Академические проблемы. Ребенок , в качестве жертвы буллинга, имеет трудности в учебе из-за стресса и отсутствия концентрации. Это приводит к понижению успеваемости, отсутствию мотивации и недостатку интереса к учебе. И, конечно же, появляется нежелание посещать школу. Зачем ходить туда, где тебя обижают?
Ущемление прав. Буллинг нарушает право каждого человека на безопасность, достоинство и равноправие. Он создает неблагоприятную среду, где происходит насилие и угрозы, и мешает участникам травли полноценно жить и учиться.
Социальные проблемы. Жертвы буллинга испытывают затруднения в установлении и поддержании прочных, здоровых взаимоотношений с другими людьми на протяжении жизни. Это способствует социальной изоляции, проблемам в поведении и развитию низкой социальной компетентности.
Подвергнуться травле в школьные годы не для всех значит пережить ее бесследно. Некоторые дети, столкнувшись с буллингом имеют повышенный риск развития психических проблем, изменение характера и поведения, и проблемы во взаимоотношениях во взрослой жизни. Решение проблемы буллинга требует всестороннего подхода: образование о буллинге, поддержки жертвы на этапах восстановления, обучение эмоциональным и социальным навыкам детей. А также наличие эффективных политик и процедур для предотвращения развития травли, и правильной реакции на случаи буллинга.
Каким образом бороться с буллингом?
Остановка прессинга — первоочередная задача учеников, учителей и родителей. Существует несколько шагов, которые необходимо предпринять, чтобы помочь прекратить буллингв отношениидетей. Вот некоторые наши рекомендации:
- Просвещение и профилактические мероприятия в школе и дома. Распространение знаний о буллинге в школе и его последствиях среди подростков — один из шагов к предотвращению развития травли. Необходимо организовывать мероприятия и лекции, чтобы дать детям понять, что такое буллинг и как он может повлиять на них в будущем. Важно обучать детей и подростков, как отличить уважительное поведение от неприемлемого.
- Узнав о происхождении буллинга следует его распознать. Будьте внимательны к любым случаям унижения, издевательств или агрессии, проявляемым в отношении других людей, в том числе и к себе. Выявление проблемы — первый шаг к ее решению. Не стоит ее замалчивать, когда нужно рассказать.
- Не молчите! Если вы стали свидетелем буллинга, не оставайтесь безучастными. Необходимо поощрять наблюдателей буллинга докладывать об инцидентах. Свидетели могут оказать больше влияние на ситуацию, чем думают. Их стоит убедить в том, что они не ставят под угрозу себя, а помогают другим выйти из сложившейся неправильной ситуации.
- Одна из основополагающих задач — обеспечить поддержку и защиту жертве. Направляйте их сообщать о случаях буллинга старшим, в частности, обратиться к психологу. Они должны быть проинформированы о происходящем и принять соответствующие меры. Можете собрать доказательную базу издевательств: испорченные вещи, переписки, синяки и другие явные показатели. Но и без них не бойтесь воспользоваться помощью.
- Родители обязаны учить детей устанавливать личные границы и говорить «нет» в случае неприемлемого поведения. Помогать развивать навыки коммуникации, чтобы дети могли четко и ясно выражать свои чувства и потребности. Семья должна обеспечить подросткам безопасное место для разговора и выражения своих чувств. Если в семье с этим не справляются, то прибегните к помощи психолога.
- Содействуйте с ранних лет развитию эмпатии у ребенка, чтобы он лучше понимал чувства других. Эмпатия сделает его менее склонными к проявлению агрессивного поведения.
- Распространяйте толерантность и доброту. Стремитесь создать безопасную и доброжелательную атмосферу в своем окружении. Будьте дружелюбными, вежливыми и поддерживающими по отношению к другим людям. Содействуйте уважению к разнообразию и учите детей, как разрешать конфликты мирным путем.
- Предоставляйте психологическую поддержку не только жертвам буллинга, но и агрессорам, чтобы понять их мотивы и помочь справиться с враждебным поведением.
- Родители обязаны вовлекаться в процесс борьбы с буллингом. Они могут сыграть значимую роль в обеспечении безопасной среды для своих детей и обратить внимание на признаки буллинга. То, что не броситься в глаза в школе может вскрыться дома. Следить за изменениями в поведении детей, так как это может быть признаком того, что они стали жертвами травли. Проявляется это по-разному в потери веса, вспышках агрессии, нарушении сна, замкнутости, беспричинных слезах.
Понимание этих факторов может помочь бороться с запугиванием и разрабатывать стратегии по ее предотвращению в образовательных учреждениях. Борьба с буллингом в классах требует совместных усилий со стороны общества, школ, родителей и государственных органов. Чем больше усилий мы приложим для его остановки, тем безопаснее и здоровее будет психика ребенка и наше общество.
Заключение
Необходимо помнить о том, что буллинг может иметь катастрофические последствия, и нужно всеми силами не дать ему случиться. Его последствия могут проявиться как суицид жертвы, так и месть обидчикам, например, через стрельбу в школе. Жертва буллинга постоянно находится в стрессе и испытывает беспокойство, что зачастую приводит к депрессии. Чтобы не допустить такого развития событий, важно действовать незамедлительно и сообща, не пуская все на самотек, а бороться и решать проблему здесь и сейчас.
Мы затронули тему буллинга совершающимся сверстниками над друг другом. Но нельзя не сказать несколько слов о том, что угроза может исходить и от учителей. В таком случае незамедлительно стоит поделиться своими опасениями с родителями или классным руководителям. Если вы и дома подвергаетесь систематическому запугиванию со стороны самых близких людей и думаете, что это норма. Уверяю вас, это не так. В этом случае, следует обратиться за помощью к школьному психологу или в соответствующие органы помощи.